На днях компании Apple и Samsung подписали договор о закрытие всех судебных разбирательств за пределами США.
В далеком 2010 году Стив Джобс сказал свою знаменитую фразу в адрес команды Android:
“Я до последнего вздоха, последнего доллара из $40 млрд буду бороться с Android. Я уничтожу эту операционную систему, потому что это краденный продукт. Если нужно, я начну термоядерную войну.”
А Джобса, как говорится, дважды просить повторять не нужно. Летом 2011 года Apple впервые подала суд на Samsung, после чего эпопея затянулась на много лет. В калифорнийском суде есть еще одно открытое дело, которое собираются завершить в скором времени. Обновленных данных нет, но до начала 2014 года Apple уже потратила около $65 млн на юристов и их услуги. Денег у компании достаточно, но дали ли суды свою выгоду?
PR-победа
Стоит признать, что компания Samsung сильно подмочила свою репатацию. Корейкам удалось уберечь от запрета продажи устройства компании, но каждый раз судья выносил один и тот же вердикт: гаджеты Samsung слишком сильно похожи на iPhone и iPad. Представитель китайской компании в 2012 году не смог отличить iPad от Galaxy Tab, а британский судья публично заявил: “устройства Samsung не так круты, как Apple”. Очевидно, что это полный маркетинговый провал для компании.
Далее хуже. После всех этих судов корейская компания фактически должна была признать, что выступала полным плагиатором, тогда как именно Apple была лидером и выпускала лучшие продукты.
С некоторых документов, которые попали в суд, также удалось узнать о стратегии Samsung, в которой одно из главных мест как раз и занимало копирование. Сначала дизайнеры Samsung практически полностью копируют устройство. Очевидно, что пострадавшая компания пытается решить вопрос, корейские юристы вместо решения вопроса в досрочном порядке лишь тянут с ответом. Когда дело доходит до суда, идет постоянное затягивание процесса, апелляции и тому подобное. В итоге, от момента копирования до завершения судового процесса проходят года. За это время краденый проект улучшают, развивают и получают огромную выгоду.
Такая же ситуация была с Apple, о чем лучшие журналисты мира не забыли написать. Большие публикации с разоблачением стратегии компании быстро облетели весь мир. И чтобы не утверждали представители Samsung, это дало свой эффект. Огромный рекламный бюджет подтверждает это на 100%.
Проблемы Samsung
Удар по имиджу и выбранная компанией стратегия дала о себе знать. Тяжело поддерживать успешны продукт, когда своих идей нет, а все технологии нужно воровать у других. Во времена, когда за тобой следит вся мировая пресса и очень злой судья (которой надоело три года работать с одним и тем же делом), воровать не так то просто. Не спасут и рекламные деньги.
В итоге Samsung почувствовала сразу целый ряд нависших проблем. Снижение выручки, дополнилось потерей лидерства на огромном китайском рынке. Падение продаж наблюдается и на индийском рынке, который только только начал расти. А Samsung там уже нет. В итоге, акции компании уже вторую неделю подряд (после оглашения квартальных результатов) ползут вниз.
Небольшие китайские компании стали серьезной проблемой для корейской корпорацией, так как сумели показать ее слабое место: отсутствие сильного бренда. Компания Xiaomi сумела перебить продажи лидера всего лишь низкими ценами. Apple, несмотря на это, продолжает показывать рост продаж iPhone как в Китае, так и Индии.
Стоит ли боятся других?
Эксперты считают, что Apple таки сумела победить в этой схватке Samsung. Компания уже не один раз проигрывала суды, выплатила Apple более $1 млрд, сильно ударила по своей репутации. Последний суд – чистая формальность. Эту страницу нужно побыстрее дописать и перевернуть.
Но на место Samsung уже претендует ряд других компаний. Это все те же локальные китайские производители: Xiaomi, ZTE и Huawei. Многие отмечают, что смартфоны “китайского Стива Джобса” Лея Джуна, основателя Xiaomi, очень похожи на iPhone. Последний обвинения откидывает, да и схожесть достаточно мнимая. Еще одна причина, по которой не стоит начинать новый суд – маленькие объемы продаж. Apple продает 150 млн в год, тогда как цифры Xiaomi в 5 раз меньше. А это значит, что бороться с ними должны компании HTC, Nokia, Sony и Motorola для которых они представляют большую угрозу.
Еще одна причина, по которой Apple завяжет с судами – рынок. Xiaomi, Huawei и другие играют на рынке с низкой маржой, маленькими доходами и низкими ценами. У американской компании все совсем по другому.
Вполне возможно, что на этом бесконечные суды могут закончиться. А вместо этого, все возьмутся пересматривать патентное законодательство, которое сегодня создает больше проблем, нежели пользы.